Джойстик своими руками
В этой небольшой статье я постараюсь изложить
информацию, необходимую для понимания принципа работы обычного аналогового
джойстика, подключаемого к игровому порту компьютера. Стандартный игровой
порт, расположенный на звуковой карте, обслуживает аналоговые сигналы X1,
Y1, X2, Y2 и дискретные B1, B2, B3, B4. С помощью аналоговых сигналов
передаются данные об отклонении рукоятки джойстика, с помощью дискретных -
данные о нажатии кнопок джойстика. Таким образом изначально игровой порт
был расчитан на подключение двух двухкнопочных джойстиков. Но как правило
подключается один джойстик и дополнительные устройства. В таком случае
аналоговые оси распределяются так:
X1 - перемещение рукоятки вперед-назад (тангаж) Y1 -
перемещение рукоятки влево-вправо (крен) X2 - перемещение
педалей Y2 - перемещение рукоятки управления двигателем - РУДа (тяга)
Положении рукоятки, РУДа и педалей определяется с помощью
стоомных потенциометров: минимальное сопротивление - крайнее левое
(верхнее) положение, максимальное - крайнее правое (нижнее) положение. В
принципе можно использовать и другие потенциометры, но тогда джойстик
прийдется достаточно точно откалибровать. Кнопки замыкаются на землю.
Вместо передачи данных о положении РУДа, сигнал X2 может использоваться
для передачи данных о положении хата - переключателя вида. Это что
касается аналоговых устройств. Так называемые цифровые игровые устройства
передают данные о положении рукоятки, РУДа, педалей, хата и кнопок с
помощью цифровых протоколов, используя для этого дискретные сигналы
игрового порта. Наиболее распространенные расширения функций игрового
порта и реализации цифровых интерфейсов будут описаны отдельно.
Контакт |
Сигнал |
Контакт |
Сигнал |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
+5V B1 X1 GND GND Y1 B2 +5V |
9 10 11 12 13 14 15 |
+5V B3 X2 GND Y2 B4 +5V |
Для подключения игровых устройств служит разъем типа DB15
- "мама" на звуковой карте и "папа" на кабеле, идущем к игровым
устройствам. Выше дана его распиновка (разъем DB15 "мама", вид со стороны
контактов). Поскольку разъем игрового порта часто совмещают с разъемом
MIDI, контакты 8, 12 и 15 могут иметь другое предназначение. Поэтому лучше
брать питание и землю с 1, 9 и 4, 5 контактов разъема. Ниже приводится
схема простейшего аналогового игрового устройства, состоящего из
четырехкнопочного джойстика, РУДА и педалей. Вместо переменных резисторов
могут использоваться оптопары - светодиод и фоторезистор. Такой джойстик
называется оптическим и большинство игроков отдают предпочтение именно
оптическим джойстикам.
 |